Бизнес нуждается в «нотариальной страховке» - подтвердили на ПМЮФ-2022

Бизнесу нужна «нотариальная страховка», а компетенция нотариата в корпоративной сфере должна быть расширена, — такие тезисы прозвучали со стороны руководителей органов государственной власти и стали лейтмотивом сессии «Участие нотариуса в корпоративном управлении: нужна ли бизнесу нотариальная опека?» X Петербургского международного юридического форума. «Это позволит защитить имущественные интересы огромного числа людей», — поддержал необходимость участия нотариуса в удостоверении корпоративных решений министр юстиции РФ Константин Чуйченко. Участники обсуждения были солидарны в том, что понятие «нотариальная страховка» гораздо более точно отражает суть участия нотариуса в корпоративных правоотношениях, нежели «нотариальная опека».

Так, заместитель министра юстиции РФ Максим Бесхмельницын отметил, что в глобальном смысле привлечение нотариуса позволяет сформировать новую корпоративную культуру. Культуру ведения бизнеса, где юридические гарантии ставятся во главу угла.

Действительно, и сегодня в тех сегментах, где присутствие нотариуса необязательно, руки мошенников оказываются практически развязанными, создаются условия для захвата бизнес-активов, отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков. Наглядный пример — острая проблема, которая назрела в части смены единоличного исполнительного органа ООО. Если подобные решения не удостоверяются нотариусом, то ответственность за их законность, а в дальнейшем — за защиту бизнеса и его активов, ложится на самих участниках общества. И, как показывает практика, это приводит к таким плачевным последствиям, как захват активов и имущества компании, серьезному материальному ущербу вплоть до банкротства. «Введение обязательной нотариальной формы для таких решений — самый простой и удобный механизм решения этой проблемы», — заявил Синельщиков.

Активное привлечение нотариуса к регулированию правоотношений в бизнес-среде — очевидный тренд, которому законодатель следует на протяжении уже более десяти лет. Именно введение обязательной нотариальной формы в разных сегментах корпоративных правоотношений позволило решить целый ряд проблем — свести к минимуму рейдерские захваты предприятий, не допустить недобросовестных и неправомерных действий со стороны участников обществ, обеспечить достоверность ЕГРЮЛ, снизить риски оспаривания решений юрлиц и, как следствие, снизить нагрузку на суды. «Нотариус является мощным профессиональным носителем права, от которого бизнес и в целом гражданское общество выигрывает. И мы выиграем — как люди, как орган, который ответственен за достоверность реестра в силу того, что мы являемся оператором этого реестра», — заявил заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Виталий Колесников.

Тем более привлечение нотариуса к регулированию правоотношений актуально в свете активного распространения электронных форматов делового и гражданского оборотов, — отметил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Упрощенный порядок и фактически моментальное принятие решения в условиях новой, «цифровой» реальности повышают уязвимость, в том числе, участников корпоративной сферы. Речь, прежде всего, о малом и среднем бизнесе, а также индивидуальных предпринимателях, чьи ресурсы объективно ограничены.

Нотариус обязательно проверяет все важные с юридической точки зрения нюансы — статус органа управления юрлица и его компетенции, полномочия организатора собрания, правомочность его участников, присутствие и учет мнения всех лиц, наделенных правом голоса в отношении принимаемого решения, корректность подсчета голосов и т.д. В результате протоколу собрания участников общества гарантируется законность, а в ЕГРЮЛ попадают заведомо достоверные сведения, — отметил Константин Корсик. «Из год в год потребность бизнеса в нотариальной помощи только возрастает, причем даже в тех сегментах, где присутствие нотариуса необязательно. Так, к примеру, по итогам 2021 года на 25% возросло число тех же удостоверений решений органов управления юридических лиц. Всего — более 225 тысяч таких действий. Для сравнения, это в 5 раз больше показателя 2019 года. В среднем же российские предприниматели и собственники бизнеса обращаются к нотариусам по корпоративным вопросам несколько миллионов раз за год», — поделился цифрами Константин Корсик.

«Нотариусы — это высококвалифицированные специалисты, хорошие юристы, и они нужны в корпоративном сегменте. Практика показала, что, если решения совета директоров или сделку удостоверяет нотариус, это минимизирует риски, а также глобально защищает от рейдерских захватов», — поделился мнением с участниками сессии замминистра юстиции РФ Максим Бесхмельницын. Каждый уважающий себя бизнесмен привык страховать свои риски. Обращение к нотариусу как раз и является своего рода страхованием, которое позволяет защитить корпоративную собственность от мошеннических схем и разного рода правонарушений. При этом подобная «нотариальная страховка» особенно важна для малого и среднего бизнеса, чьи ресурсы для обеспечения надежной правовой защиты объективно ограничены. По мнению Бесхмельницына, это важно и для ООО, где есть только один директор и один учредитель, для таких риски незаконной смены собственника и директора крайне высоки. А как показывает статистика ФНС, таких обществ в России большинство — около 85%.

В свою очередь, министр юстиции РФ Константин Чуйченко выступил с предложением рассмотреть возможность возложить на нотариуса функции «корпоративного секретаря» в публичных компаниях и компаниях-естественных монополистах: «На сегодняшний день эти функции выполняет представитель менеджмента, то есть заинтересованное лицо, получающее зарплату. При этом публичная компания содержит в себе помимо бизнеса, очень большой публичный интерес. Соответственно, то, как будет оформлено решение, например, Совета директоров или общего собрания акционеров, может затронуть имущественные и иные интересы огромного числа людей».

Эффективность привлечения нотариуса к удостоверению решений юрлиц подтверждает и статистика ФНС. Как отметил Виталий Колесников, если заявителем является нотариус — отмена решений регистрирующего органа наблюдается в 6 раз меньше, чем в случаях с иными заявителями. Представитель ФНС также выступил с инициативой объединить в одно нотариальное действие свидетельствование решения собрания ООО по назначению директора и направление документов в налоговый орган. По мнению Колесникова, это позволит надежно защитить права участников обществ, сохранить имущество предприятия, сократить сроки регистрации, снизить риски оспаривания и, что важно, обеспечить достоверность ЕГРЮЛ. Аналогичный принцип сегодня применяется при регистрации юрлиц и ИП через обращение к нотариусу. Нотариус, который подтверждает подлинность подписи заявителя на документах для налоговой, сам в тот же день отправляет их в регистрирующий орган в электронном виде. Как результат, налаженный электронный обмен между нотариусами и регистраторами позволяет значительно упростить и ускорить прохождение юридических процедур. «Таким образом, от взаимодействия с нотариусом бизнес только выигрывает», — заявил Колесников.

Действительно, участие нотариуса в регулировании корпоративных правоотношений позволило повысить комфорт и скорость при совершении юридически значимых действий, а также снизить издержки представителей бизнеса. Этому способствует и обширный перечень цифровых инструментов, которые сегодня есть у нотариата. В частности, речь о публичных реестрах ЕИС, выступающих уникальным механизмом защиты юридически значимых сведений. Так, если реестром уведомлений о залоге движимого имущества активно пользуются как юрлица, так и граждане, то, к примеру, реестр списков участников ООО имеет сугубо корпоративную направленность. Передача права ведения списка участников ООО нотариату — еще один инструмент защиты прав собственников бизнеса. В этом случае сохраняется принцип равноправия всех участников общества в части принятия решений общим собранием акционеров, а также их независимости от наличия в доступе гендиректора и отношений с ним. В свою очередь, представители бизнес-сообщества отметили удобство и, как следствие, высокий спрос на такое «цифровое» нотариальное действие, как перевод документа из бумажного формата в электронный с сохранением его юридической силы. «Такие вещи упрощают деловой оборот и жизнь бизнесу, а это очень важно», — заявила руководитель корпоративно-правового направления компании Метафракс Групп Маргарита Белякова.

При этом потенциал использования имеющихся в арсенале нотариусов новых технологий на этом не исчерпывается. Так по мнению ректора Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина Виктора Блажеева, большие перспективы есть у применения в корпоративной сфере дистанционного формата сделок, который сегодня активно практикуется нотариусами. «Такой формат может стать особенно актуальным, удобным и безопасным инструментом ведения дел, в частности, для участников обществ, находящихся в разных городах. Что важно, как и в случае с традиционным удостоверением сделки, при дистанционном формате нотариусы несут полную имущественную ответственность за результат работы. При этом многоступенчатая система страхования нотариальной деятельности гарантирует покрытие любого ущерба, что, естественно, актуально для корпоративной сферы», — рассказал глава российского нотариата.

Значение полной имущественной ответственности нотариуса для гарантий стабильности гражданского оборота отметил в своем выступлении и депутат Юрий Синельщиков. По его мнению, такие финансовые гарантии важны не только в корпоративной сфере, но и в сфере оборота недвижимости. Парламентарий отдельно отметил необходимость введения обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимостью в качестве меры наведения порядка в этом сегменте.

Опытом привлечения нотариуса к регулированию правоотношений в корпоративной сфере поделилась и председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко. По ее словам, участие нотариуса в корпоративной сфере помогает сделать процессы удобнее и доступнее, при этом без потери качества. «Вот уже 4 года белорусские нотариусы являются посредниками в регистрации бизнеса и внесении изменений в учредительные документы хозяйственных обществ и свидетельств индивидуальных предпринимателей. Данная услуга получила большую популярность в бизнес-среде, в частности этому способствовало политика тарификации», — отметила глава белорусского нотариата.

В свою очередь, российский нотариат готов к новым компетенциям и участию в регулировании различных сегментов корпоративных правоотношений, если законодатель сочтет необходимым расширить полномочия нотариуса в этой сфере, — заявил Константин Корсик.

Традиционно Петербургский Международный Юридический Форум является для нотариата одной из ключевых площадок для обсуждения новостей и актуальных вопросов нотариальной деятельности, обмена опытом и налаживания деловых контактов.

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/biznes-nuzhdaetsya-v-notarialnoj-strahovke-podtverdili-na-pmyuf-2022-2206